Человек Земля Россия

Рубрикатор

КОНЦЕПЦИЯ новой переселенческой и аграрно-земельной политики (как часть «Российского проекта» для Евразийского союза)

 

КОНЦЕПЦИЯ

новой переселенческой и аграрно-земельной политики 
(как часть «Российского проекта» для Евразийского союза)

«Социально-консервативная программа действий в земельной сфере России и стран евразийского пространства на 2012 – 2017 гг. и на период до 2020 года»

Сегодня существуют риск масштабно не развернуть евразийский интеграционный процесс и не создать Евразийский союз (ЕАС) к 2015-2017 году. Масштабно развернуть означает создать условия роста экономики ЕАС с сегодняшних 3 трлн. долларов до уровня сопоставимого с экономикой КНР 12 трлн. долларов (в 4 раза) и экономикой ЕС - 16 трлн. долларов (в 5 раз) . Иначе именно эти полюса могут стать к 2017 году центрами притяжения стран евразийского пространства и Россия упустит шанс создания своего международного хозяйственного центра в формате ЕАС, что приведет к необходимости сделать нам выбор и присоединиться к Европе с Америкой или КНР, но на их условиях.

Необходимо противопоставить данной угрозе адекватные меры противодействия. Эти меры должны включать качественный и органичный план действий на период до 2017 года и перспективу, который сегодня формируется как консервативный «Российский проект» для Евразии. Одним из разделов «Российского проекта» является план действий в земельной сфере, которая до настоящего времени не была задействована на полную мощь.

Мощь плана действий базируется на естественном потенциале стран ЕАС, данного нам Богом. Так, в совокупности Россия обладает 20% мировых запасов продуктивных сельхозземель, которые исчисляется по площади земель 220 млн. га и гумусовому слою в 1,5 метра, который природа создавала 15 тыс. лет. Вместе со странами ЕАС объединенные запасы будут составлять 25-27% . Это позволяет обеспечить продовольствием минимум 2 млрд. человек , с чем соглашаются даже эксперты Всемирной продовольственной организации – ФАО.

Сегодня этот ресурс у России и стран ЕАС имеет характеристику «спящего», не раскрытого ресурса.

Для сравнения, Германия, являясь крупнейшей экономикой ЕС, обладает всего 17 млн. га подобных продуктивных земель . При этом оборот первого этажа сельской экономики - сельского хозяйства, производящего сельскохозяйственное сырье (зерно, мясо, молоко) равен 100 млрд. долларов, а оборот второго этажа – аграрно-пищевой промышленности почти 200 млрд. долларов. На первом этаже заняты 2 млн. человек – это 2,5% населения Германии, а на 2-м этаже заняты 0,4 млн. человек – это еще 0,5%. Более половины производимой продукции экспортируется, из которых 2/3 съедается внутри ЕС. Поэтому Германия является локомотивом усиления интеграции стран ЕС.

В итоге: грамотное решение Германией земельного вопроса на площади лишь 17 млн. га в интеграции с государственной экспортоориентированной аграрной политикой дают занятость 3 млн. человек и оборот около 300 млрд. долларов. Этот оборот лишь в 1,5 раза уступает всей немецкой автомобильной промышленности, догоняет машиностроение с электронной промышленностью, уже равен химической плюс фармацевтической промышленности, в 4 раза превысил строительную индустрию.

Россия обладает 220 млн. га продуктивных земель. То есть в 13 раз больше, чем Германия. При этом оборот первого и второго этажей сельской экономики - 155 млрд. долларов, из которых отечественное производство - 120 млрд. долларов, импорт - 30 млрд. долларов, а экспорт только 5 млрд . долларов, причем почти весь представлен продукцией первого сырьевого этажа – зерном, а не продукцией второго этажа, включающую высокую добавленную стоимость. В сельской экономике около 10 млн. человек. Исходя из требований рационального питания Доктрины продовольственной безопасности России, российская нация должна потреблять продовольствия на 200 млрд. долларов, т.е. нехватка доступного продовольствия составляет около 25%.

В случае соответствия целеполагания и механизмов реализации Российской земельной и аграрной политики немецкой, и создания в России аналогичной системы устойчивого землепользования и экологизации сельского хозяйства, максимальный потенциал роста оборота сельской экономики России может составить около 4 трлн . долларов. Даже с учетом российской специфики хозяйствования, сложностей рискованного земледелия и трудностей периода модернизации этот оборот не может быть менее 2 трлн. долларов, а число рабочих мест на двух этажах современной сельской экономики не менее 20 миллионов.

Как видно из цифр, при обороте сельской экономике России на уровне 2 трлн. долларов, всего 10% объема производства позволят рационально накормить российскую нацию , а остальные 90% могут и должны стать продовольствием на экспорт . Для этого должна быть разработана адекватная как земельная, так и связанная с ней, экспортоориентированная аграрная политика, основы которой представлены в виде плана действий в земельной сфере как раздел «Российского проекта». Поэтому «Российский проект» носит целостный характер.

Но сельская экономика дает работу и другим отраслям – машиностроению, автомобильной, химической, транспортной промышленности и многим другим. Поэтому, с учетом минимального мультипликатора роста других отраслей равного 5 , сельская экономика в совокупности с другими отраслями даст оборот экономики - 10 трлн. долларов, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней – 1,5 трлн. долларов и занятость – 40 млн. человек.

Подобное развитие сельской экономики вызовет естественную волну инновационного спроса на технологии-флагманы ХХ I века, так называемый НБИК: нано, био, информационные и когнитивные технологии. Биотехнологии – в аграрном производстве, нанотехнологии – в пищевой промышленности для производства «умных» функциональных продуктов питания, что сегодня уже является мировым трендом, информационные технологии – для автоматизации производств и предоставления гражданам комфортных коммуникаций в условиях освоения и проживания на масштабных сельских территориях, когнитивные технологии – для использования на практике последних знаний ученых о том, что именно внутренний мир человека - его психологическое, духовно-нравственное состояние влияет, меняет и определяет мир внешний. Станет востребованным российский проект инновационного центра и технологического рывка (Сколково).

Сложно найти другую качественную отрасль, которая могла бы уже сегодня принять масштабные инвестиции и дать на второй год оборот экономики сопоставимый с первоначальным объемов инвестиций. Каждые 10 млн. га продуктивных земель требуют инвестиций в создание двух этажей высотехнологичной сельской экономики в сумме 50 млрд. долларов (примерный минимум: 5 тыс. долларов - 1 га), которые окупаются за 7 лет. Скажем при организации масштабной подотрасли «свиноводство» на указанной площади, объем ежегодного экспорта составит порядка 10 млрд. долларов, что даст совокупный с другими отраслями оборот экономики – минимум 50 млрд. долларов, налоговые поступления составят – 7,5 млрд. долларов, а совокупная занятость – 2 млн. человек.

Готовность в принятии инвестиций по данной схеме сегодня имеется на площади 100 млн. га продуктивных земель, из которых половина ушла «под пары» - стала естественным образом зарастать кустами и мелколесьем. Оставшиеся 120 млн. га продуктивных земель – все же используются в «полсилы» и, по сути, являются своеобразным резервом второй очереди высокотехнологичного освоения.

Вместе со странами ЕАС наши объединенные запасы продуктивных земель возрастают в 1,5 раза до 340 млн. га , а потенциальный оборот наших отраслей промышленности до 15 трлн. долларов .

Подобная обновленная сельская экономика ЕАС может быть создана только на базе евразийской технологической платформы «Межнациональная система землепользования плюс инновационная аграрная промышленность» , которая может быть воплощена в жизнь в течение 5-6 лет.

Поэтому именно земельная сфера плюс аграрная промышленность позволяет дать быстрый рост экономики ЕАС до 15 трлн. долларов и стать сопоставимой с экономикой ЕС и КНР.

Важнейшим аргументом в пользу органичности плана действий в земельной сфере, является то, что у народов России и всей Евразии есть качественная взаимосвязь между землей и нацией, землей и семьей, землей и человеком. Эта взаимосвязь находится внутри традиции евразийских народов передавать духовно-нравственные ценности и накопленный жизненный опыт из поколения в поколение, укореняя этот естественный исторический процесс совместной жизнью и работой нескольких поколений на земле. Это позволяет нам осуществить целостную консервативную модернизацию в земельной сфере с опорой на традицию передачи духовно-нравственных ценностей и тем самым не быть отвергнутым народным самосознанием и совпасть с стереотипом мышления большинства народов населяющих Россию-Евразию.

Каковы могут быть конкретные этапы плана действий в земельной сфере.

•  Потребуется усилить первостепенную значимость и роль государства в вопросах земельной политики и земельных отношений, как минимум до уровня КНР и ЕС. Суверенитет государства в земельной сфере должен стать максимальным , что позволит предоставить права народу по использованию земли в рыночных условиях, но с ограничениями, обусловленными специфическими свойствами земли – способностью кормить нацию, остальной мир и быть местом комфортного индивидуального проживания целых поколений семей.

Народы ожидают подобного, поскольку наше государство, как до революции, так и в советский период, всегда предоставляло поддержку в земельной сфере в ходе пяти шагов освоения народом земли для работы и жизни на ней:

1) обеспечивало доступ к земле народу через первоначальное государственное землеустроительное оформление земли и предоставление ее для свободного выбора;

2) стимулировало переселение семей через специальные государственные программы в привязке к конкретным земельным участкам в регионах, образованным в результате государственного землеустроительного оформления;

3) в местах временного проживания обучало правилам и технологиям современного использования земли через государственную систему ускоренного переобучения (на русском языке), тем самым адаптировало нерусскоговорящее население, после чего, давало право на землепользование – обработку земли;

4) осуществляло государственное крупномасштабное планирование территорий, их специализаций и лимитов гарантированных объемов сбыта продукции, помогало организовать кооперативные сообщества, а также строило и восстанавливало дороги, водоснабжение, энергетику, школы и больницы;

5) предоставляло доступ каждой семье или участнику, осваивающему земли, к системе целостной государственной поддержки: по составлению индивидуального и в кооперации с другими проекта использования земельного участка, по регистрации проекта в системе государственных органов, а также транзитному предоставлению как финансирования и страхования, так и полагающихся субсидий и дотаций.

Реализация государством подобной целостной программы возможна только, если суверенитет в земельной сфере вернется государству из так называемых «народных» рук, в которые якобы в 90-е годы неолиберальные реформаторы передали «неотъемлемые права человека». Но, в результате, за 18 лет из 12 млн. крестьян, имеющим права на половину продуктивных земель России, так и не получили доступ к своим землям 10 млн. человек. Оставшаяся половина продуктивных земель находится в государственной и муниципальной собственности.

Поэтому очевидна необходимость усиления роли государства по введению в качественный хозяйственный оборот не менее 80% продуктивных земель России.

•  Необходимо изменить функции и полномочия государственных органов власти, в частности:

- переименование Министерства сельского хозяйства в Министерство продовольствия, сельского хозяйства и развития (Минпродсельхозразвития) ;

- передать от Минэкономразвития в Минпродсельхозразвития государственную функцию по землеустройству продуктивных земель страны;

- в рамках с овершенствования государственной системы долгосрочного планирования и организации качественного использования продуктивных земель и их охраны, необходимо воссоздать Государственную земельную службу России в составе:

2.1) Федерального агентства по развитию земель сельскохозяйственного назначения (ФА Росземсельхозразвития), которое должно быть создано по аналогии с существующим ФА Рослесхоз, которое управляет развитием земель лесного фонда. Основными функциями Росземсельхозразвития станет:

- регулирование земельных отношений, направленное на достижение целей новой социально-ориентированной земельной политики;

- разработка проектов развития федеральных сельхозземель и межселенных территорий, составляющих 95% площади земельного фонда РФ;

- реализация преимущественных прав покупки частных земель в случае их отчуждения, подготовка и введение в оборот земель, передача их в аренду;

- формирование федерального фонда земель сельскохозяйственного назначения за счет федеральных земель, находящихся на балансах ФГУПов и ОАО, подведомственных Росимуществу, Минсельхозу, Минобороны и другим ведомствам, и управление этим фондом, а также разработка политики управления региональными фондами сельхозземель со стороны администраций субъектов и муниципальными фондами сельхозземель со стороны местных органов самоуправления;

- управление федеральным фондом сельхозземель при взаимодействии с Россельхозбанком, Сбербанком, другими банками с государственным участием , через передачу банкам части осваиваемых государственных земель, имеющих землеустроительно-инвестиционные планы развития и перспективу освоения новыми поселенцами.

Банки смогут осуществлять кредитование проектов развития земель с предоставлением их в долгосрочную аренду заемщикам или кредитовать заемщика одновременно, как под приобретение, так и под развитие земель с оформлением их в залог.

2.2) ОАО «Земельно-проектная корпорация «Росземпроект» в подчинении ФА Росземсельхозразвития, сформированная из 30 государственных пакетов акций региональных землеустроительно-проектных институтов и предприятий, а также через вхождение в капитал 20 частных региональных землеустроительно-проектных предприятий, входящих сегодня в Союз землеустроителей России, что позволит сразу охватить системной работой 50 субъектов РФ;

Изначально созданная земельно-проектная корпорация будет иметь широкую региональную сеть дочерних структур в 60 основных аграрных субъектах, которые будут преобразованы в Территориальные агентства по земельно-инвестиционному и сельскому развитию с функцией региональных временных переселенческих центров .

Основными функциями Росземпроект станет государственное и инициативное (частное) землеустройство:

- землеустроительно-ивестиционное проектирование развития осваиваемых продуктивных земель сельских территорий, внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство действующих хозяйств;

- разработка генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, охватывающей межселенные территории, схем землеустройства субъектов и муниципальных образований сельских территорий (в качестве дополнения схем территориального планирования);

- финансирование НИОКР экспортоориентированной сельской экономики, внедрение научных разработок на стадии землеустроительно-ивестиционного проектирования осваиваемых земель, территорий и хозяйств;

- установление связей с российскими экспортными агентствами, отраслевыми союзами и крупными зарубежными потребителями для разработки прогнозных сценариев спроса и их учета при землеустроительно-инвестиционной разработке проектов территорий и хозяйств;

- ведение реестра проектов землепользователей и переработчиков для целей государственного мониторинга и внедрения механизма адресной и дифференцированной господдержки развития сельской экономики России.

2.3) Территориальные агентства по землеустройству и сельскому развитию на базе региональных институтов и предприятий ОАО «Земельно-проектная корпорация «Росземпроект» с функцией долгосрочного планирования продуктивных земель (по государственным, муниципальным и частным заказам) и функцией организации работы временных переселенческих центров для сопровождения масштабной миграции при освоении земель субъектов.

В работу потребуется внедрить интегративно-комплексную автоматизированную систему поддержки землеустроительно-инвестиционного планирования земель и сельских территорий, управления агропродовольственным балансом страны.

Система будет построена на современной технологической геоинформационной платформе, обеспечивающей полноценную визуализацию всех расчётов и представление информации в 3D-изображении для обеспечения полноценного и целостного восприятия, что позволит оперативно принимать решения земельной службе России на федеральном уровне, субъектном, муниципальном и на уровне бизнес-структур (землепользователей, переработчиков и экспортеров продовольствия).

Это позволит бизнесу создавать свои проекты в интеграции с государственными программами, основанными на оптимальных балансах производства, внутреннего потребления и прогноза объема экспорта. Станет возможным создание долговременных сельскохозяйственных кооперативных объединений в тесной интеграции с пищевой отраслью и экспортными компаниями.

Система будет полностью интегрирована с единой системой информационного обеспечения Правительства России в рамках проекта «Интерактивная Россия» .

2.4) Государственный научно-исследовательский институт земельной политики России и Евразии (ГосНИИземполитики России-Евразии) , создав его на научной базе Государственного университета по землеустройству, который в свою очередь должен изменить свой статус на Национальный университет по землеустройству.

2.5.) Контрольный и надзорный орган, на переходный период консервативной модернизации до 2015 года, в сфере: развития сельских территорий, их землеустройства и роста экспорта продовольствия в виде Федеральной службы по контролю за развитием сельских территорий и экспортом продовольствия (ФС Россельэкспорт) в подчинении Правительства Российской Федерации.

•  Потребуется новая земельная законодательная инициатива и комплексная разработка нормативно-правовых актов:

•  «Государственная политика повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации на период 2012-2017 гг». В документ должны войти положения, четко формулирующие цели и задачи земельной политики, приоритеты устойчивого развития сельских территорий и механизм реализации, включающий:

во-первых, новый порядок и критерии определения ресурсного потенциала продуктивных земель и систему землеустроительно-инвестиционного планирования. Это позволит определить, где, что и в каком количестве можно производить, исходя из потенциала почв, климата, трудовых ресурсов и потребностей внутреннего и внешнего рынков;

во-вторых, систему поддержки внутренней и внешней трудовой миграции (переселения) на осваиваемые территории для обустройства малозаселенных, заброшенных и приграничных земель, а также описание механизма государственной поддержки такой миграции в привязке к землеустроительно-инвестиционным планам развития территорий.

К сельским территориям следует отнести любые территории с низкой плотностью населения.

•  Преобразовать «Концепцию устойчивого развития сельских территорий с 2014 по 2017 и на период до 2020 года» в федеральную целевую программу «Земельных и сельских преобразований для устойчивого развития территорий Российской Федерации на период до 2020 года» , включающую три этапа:

1-й этап «Создание предпосылок развития» с 2012 по 2013 год;

2-й этап «Рост» с 2014 по 2016 год;

3-й этап «Вхождение России в мировую тройку лидеров по социально-экономическому и экологическому устойчивому развитию» с 2017 по 2020 год;

•  Одновременно с совершенствованием Земельного кодекса РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» осуществить в соответствии с новой госземполитикой разработку российского аграрного кодекса в форме качественного и целостного ФЗ «О землеустройстве», который сегодня имеет лишь декларативный характер объемом 10 стр. (что отличает его как от Столыпинского ФЗ О землеустройстве России от 1911 года, включающего должные разъяснительные формы объемом 2,8 тыс. стр., так и от немецкого ФЗ О землеустройстве, имеющего объем 200 стр.).

•  В рамках интеграционных процессов, помимо имеющегося банка евразийского сотрудничества, для стимулирования развития земельной сферы создать требуемый ряд финансовых институтов с ближайшими партнерами по евразийскому экономическому пространству, а также с рядом партнеров по БРИК и АТЭС. Этими институтами могут стать межнациональные: земельный, ипотечный и рентный банки , нацеленные на аккумулирование масштабных инвестиций для финансирования проектов развития земель евразийского пространства.

Это позволит получить доступ к долгосрочным финансовым источникам, включая использование механизма долгосрочных 25-летних земельных облигаций, гарантирующих кредиторам устойчивый рост их вложений в «продовольственную безопасность мира».

Общее количество запасов продуктивных земель стран Евразии и необходимость их развития являются предпосылками создания Евразийской доктрины продовольственной безопасности наших стран и мира , гарантирующей бесперебойные поставки продовольствия для его 1/4 населения.

Выводы: реализация основных направлений государственного регулирования земельных отношений приведет к решению задачи продовольственной безопасности стран ЕАС, качественно-масштабному увеличению экспорта продовольствия, расширению влияния ЕАС на мировых рынках продовольствия и в странах-реципиентах продовольствия (Африка, ряд стран АТЭС, западное побережье Латинской Америки), что приобретает стратегическое значение в связи с ростом населения планеты.

Сотрудничество с ЕС, КНР и США будет заключаться в трансформации их технологий и инвестиций через земельную сферу ЕАС в продовольствие для стран-реципиентов. От центров сил ЕС, КНР, США создается инвестиционно-технологический мост с ЕАС, а от ЕАС образуется продуктово-миссионерский мост в сторону стран-реципиентов продовольствия. Взамен эти страны могут позволить ЕАС вести разработку их ресурсов на принципах взаимовыгодного сотрудничества.

Это позволит в рамках ЕАС к 2015 году выйти на соотношения экспорта продовольствия и нефтегазовой продукции как минимум 1:1, а экономика России-Евразии должна стать сопоставима с экономикой КНР и ЕС.

ЕАС имеет все необходимое, чтобы стать мировым законодателем экологического и энергоэффективного образа жизни, производства и потребления, что станет основой мирового геополитического тренда в XXI веке.

В этом заключается цивилизационная миссия России-Евразии по достижению равного достоинства людей, независимо от их национальной принадлежности и степени экономического развитии, и всеобщего служения гражданами русской цивилизации, что создает новое мировое социо-культурное пространство с постоянным присутствием в нем ценностей русского мира.

 

Скачать: 

 

Добавить комментарий

Забыли пароль?

Войти, как пользователь

Войти через Вконтакте Войти через FaceBook Войти через Twitter Войти через GooglePlus